Горячая линия
 

Для Вас нет новых уведомлений

Обратная связь Вход / Регистрация

Качество и безопасность

Медиация в медицине

Семь лет назад вступил в силу Федеральный закон № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее по тексту – Закон о медиации). Федеральным законом от 26.07.2019 № 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Закон о медиации, АПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ внесены поправки. Также были приняты еще два закона, влияющие на применение процедуры медиации, а именно: Федеральный конституционный закон от 26.07.2019 № 3-ФКЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального конституционного закона „О Верховном Суде Российской Федерации“ в связи с совершенствованием примирительных процедур» (о полномочиях ВС РФ на формирование списка судебных примирителей), Федеральный закон от 26.07.2019 № 198-ФЗ «О внесении изменений в статью 333-40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур» (о возврате госпошлины при заключении мирового соглашения). Указанные законы начали действовать с 25 октября 2019 года.

В числе нововведений хочется отметить наделение медиативного соглашения силой исполнительного документа, возврат до 70% государственной пошлины при заключении мирового соглашения. Данные поправки послужат развитию примирительных процедур, а также призваны снизить нагрузку на Арбитражные суды и суды общей юрисдикции.

Урегулирование конфликтов и споров при помощи применения процедуры медиации широко распространено в западных странах. В частности, медиация в сфере медицинских услуг является распространенной и повседневной практикой. Согласно статистике, опубликованной в официальных источниках, досудебное урегулирование спора происходит в 80% случаев, возникающих при оказании медицинских услуг.

Что же такое «медиация»?

Медиация – это способ урегулирования споров с участием независимой нейтральной стороны (медиатора), который помогает участникам конфликта достичь определенного соглашения, которое устроит обоих.

Современное законодательство определяет основные принципы, на основе которых выстроена процедура медиации. Закон о медиации в статье 3 закрепляет следующее:

«Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора». 

Осуществлять деятельность профессионального медиатора, в соответствии с нормами законодательства могут граждане, достигшие возраста 25 лет, получившие высшее образование, а также дополнительное профессиональное образование в сфере применения процедуры медиации. Однако, необходимо добавить, что медиаторами не могут быть государственные и муниципальные  служащие, за исключением случаев прямо предусмотренных законодательством. Деятельность в сфере медиации не является предпринимательской.

Таким образом, процедура медиации, по своей сути, является специально выстроенной процедурой, направление которой задает медиатор, являющийся нейтральным лицом, осуществляющий данную деятельность без цели извлечения прибыли, целью которой является разрешение конфликта на приемлемых для сторон условиях, путем обеспечения конструктивного диалога.

Если стороны приходят к консенсусу, то медиатор оформляет «медиативное соглашение», исполнение которого держится на доброй воле сторон, а в случае его нотариального удостоверения данное соглашение имеет силу исполнительного документа.

В сфере медицинских услуг процедура медиации, с учетом поправок в законодательство может применяться в следующих конфликтах:

  1. Медицинская организация – пациент
  2. Медицинская организация – персонал
  3. Медицинская организация – контрагент (поставщик, страховая компания)
  4. Медицинская организация – орган административного контроля.

Остановимся подробнее на конфликтах, возникающих из отношений с пациентами.

Процедура медиации в конфликтах медицинских организаций с пациентами.

Учитывая нормы Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", арсенал методов воздействия на поставщика услуг, предусмотренный данным законодательным актом, далеко не всегда пациент является слабой стороной спора.

Нередко из-за формальных ошибок в документах, клиника не имеет возможности доказать свою правоту и становится участником судебного процесса, который «одаряет» хозяйствующий субъект высокими финансовыми издержками в виде оплаты государственной пошлины, судебных расходов, а также неустойки и штрафа. А в эпоху всеобъемлющего интернета, единого информационного пространства медицинская организация может понести и колоссальные репутационные потери, которые также скажутся на ее экономике. Не говоря уже о том, что конфликтный пациент обязательно обратиться во все возможные инстанции с жалобами, которые послужат основанием для проверки медицинской организации.

Кроме того необходимо отметить, что часто на практике поводом для конфликта является некачественное оказание медицинской помощи (возможно, только в понимании пациента). Нужно понимать, что коммуникативные навыки отдельно взятого врача, либо иного представителя медицинский организации, их мнение о качестве оказанных услуг могут перенести конфликт из стен клиники в стены органов судебной власти.

Судебное разбирательство, связанное со спорами, возникающими из оказания медицинских услуг, часто сопряжено с проведением экспертиз, сложностью предоставления доказательств. Суд решает спор, только исходя из толкования действующих правовых норм, не обращая внимания на прямые и косвенные интересы сторон, которые могут распространяться за границы предмета разбирательства. Как итог: решение частично не устраивает истца, частично ответчика. Победила медицинская организация – сохранили деньги, но ноосфера этого не заметила, репутация все равно подмочена. Победил пациент – деньги получены, реальная же проблема не решена, потребность гражданина не удовлетворена.

В случае же с применением процедуры медиации есть неоспоримые преимущества. Первое и, по моему мнению, самое важно в случае медицинской организации – конфиденциальность информации, связанной с возникшим конфликтом. Также хотелось бы отметить, возможность проявления гибкости в переговорном процессе, озвучивание предложений и способов решения спора, которые невозможно зафиксировать в судебном акте. Отсутствие строгих рамок, подобных тем, которые действуют в гражданском процессе, обеспечивают более открытый и неформальный диалог сторон. В отличие от судьи, независимый медиатор не принимает решение за стороны, не возвышается над ними в силу какого-либо закона. Медиатор лишь направляет диалог сторон в то русло, в котором видны их истинные потребности и желания и как они соотносятся с реальной плоскостью конкретного конфликта, помогает прийти к согласию. Цель медиатора не тушить пожар спора, а найти возможность выйти из него с минимальными потерями для каждой из сторон.

В заключении, хотелось бы отметить, что рост интереса медицинских организаций к процедуре медиации говорит о качественном скачке в понимании сервиса, культуре поставщиков медицинских услуг в Российской Федерации.